Обґрунтування економічної стратегії гірничого підприємства на засадах раціонального природокористування.
Abstract
Проаналізовані теоретичні та практичні засади, а також уточнений зміст поняття «економічна стратегія гірничого підприємства» на підставі її розгляду як похідної процесу планування сталого розвитку території. Визначені чинники протиріч в системі суспільних відносин, пов’язаних з результатами процесів «надрокористування – підприємницька діяльність».
Розроблена концептуальна модель оцінки економічної стратегії гірничого підприємства, що ґрунтується на сферах узгодження очікувань суспільних груп, зацікавлених в раціональності природокористування, та елементах стратегічного вибору підприємства. Запропонована консолідуюча модель надрокористування, що створює умови для підвищення ефективності впровадження економічної стратегії гірничого підприємства. Подальший розвиток принципів адміністрування процесу надрокористування пов’язано з підвищенням відповідальності державних структур як зацікавленої сторони за організацію процесу планування спільних та реалізацію власних природоохоронних заходів.
Впровадження економічної стратегії екологічно відповідального гірничого підприємства запропоновано реалізовувати в проектній структурі управління з підвищенням статусу підрозділу природних ресурсів, а також передбачає формування інтегрованого середовища стратегічних перетворень шляхом державно-приватного партнерства. В диссертации проанализированы теоретические и практические основы определения экономических стратегий горных предприятий в контексте экологически устойчивого развития территории. Уточнено содержание понятия «экономическая стратегия горного предприятия» с учетом ее рассмотрения как производной процесса планирования устойчивого развития территории и эволюции системы общественных отношений. Определены факторы, способствующие возникновению противоречий в системе «недропользование – предпринимательская деятельность». Субъективная логика формирования и перераспределения экономического эффекта, полученного в процессе недропользования, между заинтересованными группами основана на мультифакторном эффекте синергетической природы.
Проанализированы функции и полномочия субъектов институционального уровня в области планирования, осуществления и контроля за процессом недропользования, в частности его рациональностью. Предложена классификация регуляторного влияния на горное предприятие. Характер регуляторного влияния предложено трактовать качественно: мягкий (договоренности между заинтересованными субъектами недропользования); умеренный (дифференцированное экономическое стимулирование); жесткий (административное ограничение, процедура). Для обоснования целей и стратегии горного предприятия составлена концептуальная модель, позволяющая определить сферы согласования ожиданий заинтересованных общественных групп относительно критериев рациональности природопользования и элементов стратегического выбора предприятия. Согласование достигается путем образования парных групп: масштаб – лимиты вовлечения природных ресурсов; качество – экологичность технологий; виды продукции – комплексность разработки месторождения; себестоимость – ресурсоемкость и возможность интернализации затрат; социальная ответственность – восстановление окружающей природной среды.
Предложена консолидирующая модель недропользования, которая, в отличие от иерархической, создает условия для повышения эффективности реализации экономической стратегии горного предприятия расширенной группой природопользователей. Совершенствование администрирования в сфере недропользования связано с повышением ответственности государственных структур за планирование и реализацию совместной природоохранной деятельности. Для этого процессный подход к природоохранной деятельности дополнен проектно-ориентированой детализацией мероприятий. Достижение экономических целей горного предприятия на основе рационального природопользования предусматривает использование ряда стратегий, в частности: екоспециализа-ции; диверсификации продукции, связанной с геологическим составом запасов месторождения; импорта минерального сырья.
Определено, что эффективность внедрения экономической стратегии экологически ответственного горного предприятия зависит от реорганизации его управленческой системы в направлении проектной структуры с повышением статуса подразделения природных ресурсов. Внедрение стратегических изменений основано на государственно-частном партнерстве и других формах объединения стейкхолдеров, являющихся природопользователями и обязанных нести ответственность за реализацию собственной части проекта отработки месторождения полезных ископаемых. Факторами прямого влияния на результаты такого партнерства являются: число и эффективность деятельности участников проекта; уровень принятой ответственности участниками проекта; механизм страхования их рисков.
Определено, что специфическим ограничением задачи распределения инвестиций между эколого-ориентированными проектами горного предприя-тия является недопустимость отказа от финансирования одного из них. При формировании производственной программы горного предприятия следует учитывать, что повышение норматива платежей за недра в пределах 1,5-7,5% уменьшает прибыль на 34,3%. Theoretical and practical grounds of determining economic strategies of mining enterprises are analyzed in the context of sustainable development of the territory. The notion of «economic strategy of a mining enterprise» is specified taking into consideration its derivation from the process of sustainable development planning and social relationships evolution. The factors of social conflicts in the «subsoil management - entrepreneurial activities» system are determined.
Consolidating model of subsoil management is offered, which unlike hierarchical one, fosters efficient introduction of economic strategies at a mining enterprise in the group of direct and indirect users of natural resources. Improvement of environmental management administration is connected with the increase in responsibility of government institutions for organization of planning and realization of joint environmental activities of users of natural resources. It is determined that the effectiveness of introduction of economic strategy of environmentally responsible mining enterprise depends on restructuring its internal managerial system into project structure with increased status of department of environmental state forecasting.
External managerial mechanisms of strategic changes are grounded on public-private partnership and other associations of stakeholders – users of natural resources that have to bear responsibility for realizing their own part of the project of working out a site at a deposit of commercial minerals.