Економічне оцінювання та обґрунтування шляхів підвищення конкурентоспроможності вітчизняних кар’єрних автосамоскидів
Abstract
Дисертація присвячена теоретичному узагальненню науково-методичних
основ, а також розробці практичних рекомендацій з економічного оцінювання
та обґрунтування шляхів підвищення конкурентоспроможності кар’єрних авто-
самоскидів на інноваційних засадах. Обґрунтовано сутність поняття «конкурен-
тоспроможність кар’єрного автосамоскиду». Розроблено методичний підхід до
оцінювання конкурентоспроможності автосамоскиду на основі інтегрального
коефіцієнту з урахуванням впливу економічних показників на технічні показни-
ки. Розроблено науково-методичний підхід до формування конкурентних пере-
ваг автосамоскидів, орієнтований на мінімізацію витрат на паливо при переве-
зенні гірської породи. Запропоновано методичні основи економічного обґрунтування вибору моделі самоскиду для транспортування гірських порід у кар’єрі.
Запропоновано науково-методичні підходи до вибору способу реалізації інноваційного проекту щодо створення та виготовлення інноваційної моделі автосамоскиду. Диссертация посвящена обобщению и развитию теоретических основ и
методических подходов к экономическому оцениванию и формированию кон-
курентных преимуществ отечественных автосамосвалов, эксплуатируемых в
условиях карьеров.
В диссертации определены специфические конкурентные преимущества
карьерных автосамосвалов и предложено трактовать конкурентоспособность
автосамосвала как отображение его способности удовлетворять требования
горнодобывающего предприятия благодаря адаптации характеристик к услови-
ям перевозки горных пород в карьере таким образом, чтобы максимально обеспечивать эффективное взаимодействие автосамосвала с технологическим обо-
рудованием комплекса добывающих работ.
Предложен научно-методический подход к оценке конкурентоспособности
автомобилей, основанный на определении коэффициента различия технико-
экономических показателей, определяемого как соотношение различия эконо-
мических и различия технических групповых показателей эксплуатируемой
модели автосамосвала и конкурирующей модели. При расчете группового тех-
нического показателя конкурентоспособности автомобиля учитывается их по-
ложительное и негативное влияние на экономические показатели.
Обоснован научно-методический подход по выбору способа реализации
инновационного проекта, включающий определение последовательности эта-
пов инновационного проекта с учетом возможности привлечения специализи-
рованных учреждений на отдельных этапах, определение минимального срока
реализации инновационного проекта на основе применения сетевого моделиро-
вания, а также выбор варианта реализации, исходя из сопоставления сроков
выполнения проекта и соответствующий затрат.
Аргументировано, что затраты на обеспечение технологических условий
эксплуатации автосамосвала и затраты на топливо необходимо рассматривать
как конкурентные преимущества при выборе автосамосвала, предназначенного
для эксплуатации в карьерных условиях. Установлены статистические взаимо-
связи между затратами на транспортировку горной массы, грузоподъемностью,
массой пустой машины, мощностью двигателя и скоростью движения. Предло-
жен научно-методический подход к формированию конкурентных преиму-
ществ автосамосвалов предусматривающий минимизацию затрат на топливо
при перевозке горных пород на основе определения оптимальных технических характеристик автосамосвала. Разработаны методические основы экономиче-
ского обоснования выбора модели самосвала для транспортирования горных
пород в карьере, предусматривающий учет непрямых затрат на обеспечение
технологический условий эксплуатации автосамосвала.
Научно обосновано, что для обеспечения инновационного процесса на ав-
томобилестроительном предприятии необходимо сконцентрировать функцио-
нальные обязанности по выявлению, оценке и реализации инновационных идей
в соответствующем отделе. Обоснованы изменения организационной структу-
ры автомобилестроительного завода, учитывающие информационные связи,
возникающие в связи с реализацией инновационных проектов по усовершенст-
вованию существующих моделей автосамосвалов. The thesis is dedicated to the theoretical generalization of the scientific methods
as well as elaboration of the practical guidelines in economic assessment and feasibility
evaluation of the marketability increasing means of national dump trucks on the
innovative basis. Rationalization for essence of the concept “Dump Truck Marketability”
is provided. Methodological approach to evaluation of the dump truck marketability
is developed on the basis of integral coefficient subject to effect of the economic
performances upon the performance capability. It is developed a scientific method of
forming of the competitive positions of the dump trucks, being aimed to the fuel costs
minimization within transportation of mine rocks. Methodological principles of the
economic assessment of choice of the dump truck model for transportation of mine
rocks in quarry are proposed. Scientific methods of selection of the implementation
means of innovation project on development and production of the innovative dump
truck.