Оцінка інноваційного потенціалу промислового підприємства.
Resumen
У дисертації розроблені методологічні положення і методичне забезпечення оцінки інноваційного потенціалу промислового підприємства як дієвого засобу формування його інноваційної стратегії. Запропоновано розглядати процес дослідження інноваційного потенціалу як систему, що відображує напрями та інтенсивності впливу окремих компонентів потенціалу на результативність реалізації інновацій. Обґрунтовано методологічний підхід і на цих засадах запропоновано метод оцінки інноваційного потенціалу на основі однорідної кількісної сукупності показників сприйнятливості та реалізовуваності інновацій, що дозволяє здійснювати порівняння стратегічних інноваційних альтернатив підприємства. Сформовано модель двох угрупувань показників сприйнятливості та реалізовуваності – на основі виявленої їх економічної логіки, що відображують можливості реалізації інноваційного потенціалу. Запропоновано процедуру обчислення цих показників з використанням шкали інтервалів, виходячи з єдиного кількісного базису оцінки інноваційного потенціалу.
Розроблено інструментарій формування інноваційної стратегії підприємства у вигляді матриці з координатами «сприйнятливість інновацій» та «реалізовуваність інновацій», що враховує рівні оціночних показників для визначення видів інноваційних стратегій в областях потенційних переваг і ризиків діяльності. Запропонована методика і алгоритм формування конкурентної інноваційної стратегії дають змогу ідентифікувати інноваційний потенціал підприємства та визначити варіанти, що обумовлюються його бізнес – моделлю і найбільш повно відповідають можливостям підприємства. В диссертации разработаны методологические положения и методическое обеспечение оценки инновационного потенциала промышленного предприятия как действенного средства формирования его инновационной стратегии. Предложено рассматривать процесс исследования инновационного потенциала как системы, отображающей направления и интенсивность влияния отдельных компонент потенциала на результативность реализации инноваций. Обосновано методологический подход и на этих началах предложен метод оценки инновационного потенциала на основе однородной количественной совокупности показателей восприимчивости и реализуемости инноваций, позволяющих осуществлять сравнение стратегических инновационных альтернатив предприятия.
Под восприимчивостью инновационного потенциала предприятия предложено понимать форму и степень признания инноваций, т. е. на сколько производственная система заинтересована в их внедрении. Восприимчивость включает в себя осознанную менеджментом и производственным коллективом предприятия потребность инновационного обновления инфраструктуры, фондов, рабочей силы и т. д. Реализуемость инновационного потенциала рассматривается как готовность имеющихся у предприятия материально-технических, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов к воплощению инновационных продуктов или технологий.
Сформирована модель двух групп показателей восприимчивости и реализуемости на основе выявленной их экономической логики, которые отображают возможности реализации инновационного потенциала. Предложена процедура вычисления этих показателей с использованием шкалы интервалов, исходя из единого количественного базиса оценки инновационного потенциала.
Разработан инструментарий формирования инновационной стратегии предприятия в виде матрицы с координатами «восприимчивость инноваций» и «реализуемость инноваций», учитывающей уровни оценочных показателей для определения видов инновационных стратегий в областях потенциальных преимуществ и рисков деятельности. Предложенная методика и алгоритм формирования конкурентной инновационной стратегии дают возможность идентифицировать инновационный потенциал предприятия и определить варианты, обуславливаемые его бизнес–моделью и наиболее полно отвечающих возможностям предприятия. The methodological principles and methodology ensure of innovative potential estimation of industrial enterprise as effective method of innovation strategy design are developed. The innovation potential research process is offered to view as the system that reflects the direction and intensity of individual components impact on the. The methodological approach is justified and the based on innovative potential estimation method in terms of homogeneous set of quantitative indicators of apprehension and actualising innovation is proposed that allows strategic innovation alternatives comparison of enterprise. The model of the two indicators groups - apprehension and actualising based on identified economic logic which display the innovation implementation effectiveness is formed. The procedure for calculating these indicators using the interval scale proceed from the one quantitative innovative potential estimation basis is offered.
The innovation strategy design tooling of innovative enterprise by way of coordinates “apprehension innovation” and “actualising innovation” that takes into account the estimation indicators level for determine the types of innovation strategies in areas of potential benefits and activity risks is developed. The offered technique and algorithm of innovation competitive strategy formation enables to identify the innovative potential of the enterprise and determine the options which are conditioning by it’s business model and liable for enterprise’s opportunities.