Інституціональні фактори співвідношення державної і ринкової координації економічної діяльності
Abstract
У дисертаційній роботі сформовано теоретико-методологічні засади дослідження інституціональних факторів співвідношення ринкової та державної координації економічної діяльності, розроблено науково обґрунтовану концепцію їх ефективного поєднання в Україні.
Аналіз співвідношення ринкової та державної координації економічної діяльності здійснено на основі методології системного інтегралізму, яка поєднує у межах інституціоналізму теоретичні здобутки тих наукових дисциплін, які пов’язані з вивченням природи людини та її мотивів до економічної діяльності. За рахунок цього координацію визначено як процес взаємної упорядкованості економічної діяльності суб’єктів господарювання, яка досягається через виконання ними однакових правил поведінки, що мають у своїй основі норми, базовані на соціокультурних цінностях. Останні є основою, на якій під впливом системи інституціональних факторів встановлюється співвідношення між державною і ринковою координацією у кожній національній економіці.
Розроблено підхід до виміру співвідношення ринкової та державної координації на основі виокремлення й оцінки функціональної ролі цих інститутів у досягненні стану інституціональної рівноваги, здійснено кількісну і якісну оцінку соціокультурних цінностей українців та розроблено засади науково-виваженої концепції формування в Україні ефективної моделі координації. В диссертационном исследовании сформировано теоретико-методологические основы исследования институциональных факторов соотношения рыночной и государственной координации экономической деятельности, разработано концепцию их эффективного соединения в Украине.
Анализ соотношения рыночной и государственной координации экономической деятельности осуществлен на основе методологии системного интегрализма, которая соединяет в русле институциональной теории теоретические достижения тех научных дисциплин, которые связаны с изучением природы человека и мотивов его экономической деятельности. За счет этого координацию определено как процесс упорядочения экономической деятельности субъектов хозяйствования, которая достигается через выполнение ими одинаковых правил поведения, которые базируются на нормах, за которыми находятся социокультурные ценности.
Последние формируют основу, на которой под воздействием институциональных факторов устанавливается соотношение между государственной и рыночной координацией в каждой национальной экономике. В системах, где экономическая деятельность субъектов упорядочивается на основе общих морально-этических ценностей, отсутствует необходимость широкого применения правовых и властных рычагов принуждения к выполнению правил, что приводит к доминированию рыночной координации по сравнению с государственной и наоборот.
На основе исследования исторических условий формирования украинской ментальности, а также за счет применения методик кросскультурного анализа ценностей Г. Хофстеда и Ш. Шварца, диагностирована ориентация украинцев преимущественно на государственную координацию по сравнению с рыночной, специфическое отношение к власти, реализующее себя в ее игнорировании и одновременно моральном оправдании при условии извлечения собственной выгоды, практически полное отсутствие в общественном сознании элементарного понимания сути либеральных ценностей.
Благодаря совместному функционированию рынка, государства и гражданского общества в каждой национальной экономике формируется соотношение сил, которое определяет его приближение к состоянию максимальной устойчивости и упорядочения через выполнение субъектами необходимых для экономической деятельности правил. Для выделения и количественного измерения доли рынка и государства в таком соотношении разработан подход, предполагающий расчет показателя «Общий индекс институтов координации». Последний сформирован за счет соединения индикаторов, в которых соединены индексы экономической свободы, демократии, конкуренции (сила рынка) и индексы человеческого развития, прав собственности, государственного управления и экономических функций государства (сила государства).
В ходе применения данного подхода установлена положительная корреляция между рыночной и государственной координацией (в странах, обладающих сильным государством, эффективным является рынок), а также выявлена линейная связь между институтами координации и ценностями (в странах, имеющих низкие показатели дистанции власти, а высокие индивидуализма – преобладает рыночная координация по сравнению с государственной).
На основе результатов количественной и качественной оценки ценностей украинцев, а также расчета «Общего индекса институтов координации» и его последующей корреляции с ценностными индикаторами, выявлены специфические черты существующей в Украине модели соотношения институтов координации и разработаны основные направления концепции ее реформирования In the Thesis there are formed the theoretical and methodological bases for research of institutional factors the parity of market and state coordination of economic activity, it is developed a scientifically based concept for an effective combination concerning Ukraine.
The Analysis of the parity of market and state coordination of economic activities is carried out on the basis of the methodology of system integralism, which unites in the frame of institutional theory theoretical achievements of disciplines, associated with the study of human nature and motives for their economic activity. Due to this the coordination is defined as a process of mutual orderliness of economic entities’ economic activity, which is achieved for the execution of the same rules of conduct, having as its core standards based on socio-cultural values. The latter are the basis on which under the influence of institutional factors the relationship between state and market coordination are set in each of the national economy.
As well it is worked out an approach to quantifying the ratio of market and state coordination in the selection and evaluation of the functional role of these institutions in achieving the institutional balance in the society, in both quantitative and qualitative assessment of the socio-cultural values and there are developed the principles of Ukrainian scientifically proved concept for formation of effective models of coordination in Ukraine