Формування економічного механізму взаємодії ринків праці та освітніх послуг в Україні
Resumen
Дисертацію присвячено формуванню теоретико-методичних засад
економічного механізму взаємодії ринків праці та освітніх послуг. Визначено
передумови, сутність та складові економічного механізму взаємодії ринків
праці й освітніх послуг. Удосконалено теоретичні уявлення про особливості
освітніх послуг порівняно з послугами взагалі, а також про джерела
нагромадження людського капіталу. Запропоновано як індикатори взаємодії
ринків праці й освітніх послуг коефіцієнти крос-кількісної еластичності
пов’язаного попиту та пов’язаної пропозиції. Виділено специфічні нецінові
детермінанти попиту і пропозиції на ринках освітніх послуг і праці відповідних
спеціалістів. Обґрунтовано рекомендації щодо державного регулювання
взаємодії ринків праці й освітніх послуг задля розширення цільової підготовки
спеціалістів із змішаною участю держави та бізнес-структур. Диссертация посвящена формированию теоретико-методических основ
экономического механизма взаимодействия рынков труда и образовательных
услуг. Обосновано, что указанный механизм выражает экономические
отношения между государством, бизнес-структурами, учебными заведениями и
работниками по поводу предоставления и использования образовательных
услуг в зависимости от состояния соответствующих сегментов рынка труда.
Определены предпосылки, содержание и составляющие экономического
механизма взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Основными
составляющими указанного механизма являются: объекты (образовательные
услуги, квалифицированный труд), субъекты предложения образовательных
услуг (высшие учебные заведения разных форм собственности), субъекты
спроса на образовательные услуги (заказчики и потребители образовательных
услуг), субъекты предложения труда (работники), субъекты спроса на труд
(работодатели), экономические интересы и цели субъектов, инструменты,
обеспечивающие сбалансированность рынков труда и образовательных услуг, мотивация субъектов, уровни регулирования (рыночный, государственный, гражданский), стимулы субъектов, методы регулирования.
Уточнено содержание категории «образовательная услуга» в сравнении с
содержанием категории «услуга» вообще: образовательная услуга имеет
интегративный характер, может быть пролонгирована во времени, а результат
ее использования потребителем не может быть гарантирован исполнителем.
Усовершенствован инструментарий оценки взаимодействия рынков труда и
образовательных услуг, в частности, предложены коэффициенты кросс-
количественной эластичности связанного спроса и кросс-количественной
эластичности связанного предложения.
Получили дальнейшее развитие теоретические представления об
источниках накопления человеческого капитала, важным элементом которых
является дополнительный доход квалифицированного работника, равный
разности между величиной его заработной платы и величиной оплаты
образовательных услуг за получение им соответствующей квалификации.
Дальнейшее развитие получили основы анализа спроса и предложения на
рынках образовательных услуг и труда, а именно: в качестве неценовых
детерминант спроса на рынке образовательных услуг рассмотрены
престижность специальности и высшего учебного заведения, объем
государственного заказа и контрактного набора, условия обучения в высшем
учебном заведении, а в качестве неценовых детерминант предложения на рынке
труда, – престижность места трудоустройства, перспективы карьерного роста,
условия труда.
На основе анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных
услуг в Украине, а также обобщения соответствующего мирового опыта
определены приоритетные направления государственного регулирования
указанного взаимодействия, в том числе: развитие государственно-частного
партнерства в сфере образования и повышения квалификации работников,
расширение сети центров непрерывного образования и эндавмент-фондов,
правовая поддержка бюджетно-кредитных механизмов финансирования
высших учебных заведений, предоставление образовательных налоговых и
целевых кредитов бизнес-структурам, субсидий специалистам высокой
квалификации, расширение системы показателей статистической отчетности и
использование коэффициентов кросс-количественной эластичности связанного
спроса и кросс-количественной эластичности связанного предложения.
Разработаны рекомендации по государственному регулированию отдельных
сегментов рынка образовательных услуг. Dissertation is devoted to theoretical-methodic foundations of economic
mechanism of markets and education service interaction. Preconditions, essence,
components and results of forming economic mechanism of labour market and
education service interaction are found out. Definitions of theoretical peculiarities of
education service in comparison with service in general and also about the sources of
human capital accumulation are improved. As indicators of labour and education
markets correlation coefficients of cross-quantitative elasticity of connected demand
and connected supply are given. Specific non-price demand determiners at the market
of education service and the work of corresponding specialists are found out.
Recommendations for widening aim-target preparation of specialists with the mixed
state and business structures participation are proven.