Взаємозв’язок освіти і соціально-економічного розвитку суспільства
Abstract
Дисертація присвячена науковому обґрунтуванню економічної сутності
освіти, встановленню її взаємозв’язку з соціально-економічним розвитком,
розробці пропозицій щодо посилення функціональної ролі освіти як фактора
розвитку суспільства. Запропоновано розглядати освіту як сукупність
економічних відносин, що виникають з приводу виробництва, розподілу,
обміну та споживання результатів освітньої діяльності.
Удосконалено систему оцінювання результатів соціально-економічного
розвитку суспільства шляхом уведення в традиційний індекс людського
розвитку показника розширення прав та можливостей людей, що відображає їх
свободу вибору через рівень досягнутих політичних, економічних та
громадянських свобод. Розкрито сутність соціально-економічних функцій
освіти та виокремлено самостійну функцію модернізації суспільства, що
полягає в мотивуванні економічних суб’єктів на здійснення суспільних
перетворень та соціально-економічний розвиток через формування складових
культурного та соціального капіталу. Проаналізовано зарубіжний досвід
організації систем освіти та обґрунтовано рекомендації щодо вдосконалення
системи освіти в Україні. В диссертационной работе научно обоснована экономическая сущность
образования, установлена его взаимосвязь с социально-экономическим
развитием общества, а также разработаны предложения по усилению
функциональной роли образования как фактора развития общества.
Предложено исследовать образование с помощью междисциплинарной
методологии, которая базируется на экономическом подходе, а также более
широком использовании достижений философии, социологии и политологии,
наработки которых касаются определения движущих сил развития общества.
Установлено, что образование оказывает влияние на качественные
характеристики производительных сил, создает условия для реализации
управленческих функций хозяйственного механизма и представляет собой
совокупность экономических отношений, возникающих в сферах производства
– по поводу продуцирования и передачи знаний, распределения – по поводу
персонификации части информационных ресурсов общества в знаниях
работников образования и установлении определенной доли в созданном
общественном продукте, обмена – по поводу собственного
самовоспроизводства работников образовательной сферы через обмен
деятельностью и самостоятельного движения образовательной услуги,
потребления – по поводу использования усвоенных в образовательном
процессе знаний на практике.
Установлено, что образование, выполняя производительную,
экологическую, социализирующую, координирующую функции и функцию
социальной стратификации, является одним из определяющих факторов
экономического развития общества. Доказано, что образованию свойственна
функция модернизации общества, заключающаяся в мотивировании
экономических субъектов на осуществление общественных преобразований и
прогрессивное социально-экономическое развитие через формирование
составляющих культурного и социального капитала как основы высокой
социальной мобильности населения.
Определено, что образовательная услуга является мультисмешанным
благом, которое в ходе своего производства и потребления приобретает
свойства как чистого частного и общественного, так и смешанного и
опекаемого блага. С целью содействия социально-экономическому развитию
государство должно создавать условия для функционирования рынка
образовательных услуг, способствовать преодолению эффекта
«фрирайдерства», мериторизировать спрос на образовательные услуги,
создавать материальные и духовные основы для реализации социальных
функций образования.
Предложено дополнить индекс человеческого развития составляющими,
отражающими уровень политических, экономических и гражданских свобод, а
именно: участия в политической жизни, уровня политической культуры, уровня
гражданских свобод, а также индекса экономической свободы. На этой основе
сформировано интегральный индекс политической, экономической и
гражданской свобод, а путем его сочетания с традиционным индексом
человеческого развития индекс человеческого развития с учетом показателей
расширения прав и возможностей людей. Установлено, что между этими
показателями существует прямая сильная связь, что подтверждает прямое
влияние образовательных процессов на характер социально-экономического
развития общества.
Анализ зарубежного опыта организации систем образования показал,
что в странах, где государство создает одинаковые условия для реализации
образованием производительной и социальных функций, имеют место как
высокие темпы экономического роста, так и развития, а где реализована
преимущественно производительная функция наблюдается, прежде всего,
экономический рост.
Установлено, что реализация функций отечественного образования не в
полной мере отвечает требованиям современных тенденций цивилизационного
развития человечества. Обоснованы направления реформирования системы
образования с целью обеспечения устойчивого развития экономики Украины:
переориентацию ее производительной функции на стимулирование
инновационной активности экономических субъектов, развитие
информационно-коммуникационных технологий и человеческого потенциала;
усовершенствование механизма взаимодействия рынка образовательных услуг
и рынка труда; усиление уровня экологического образования населения;
приведение в соответствие уровня доходов с образовательно-
квалификационными характеристиками рабочей силы; утверждение в
общественном сознании ценностей, направленных на формирование основ
расширения прав и возможностей людей. This Dissertation is devoted to the scientific substantiation of economic
essence of education, establishing its relationship to socio-economic development of
society, the development of proposals to strengthen the functional role of education
as a factor of social development. The author proposes to consider education as a
totality of all economic relations arising from the production, distribution, exchange
and consumption of the results of educational activities.
In this research work, the method for evaluation of socio-economic
development has been improved by introducing into the human development index an
indicator of expansion people’s rights and freedoms, reflecting their freedom of choice through the level of achieved political, economic and civil liberties. The
essence of the socio-economic functions of education has been revealed, and
modernization of society has been singled out as an independent feature, which lies in
motivation of economic agents to conduct social transformation by forming
components of cultural and social capital. Foreign experience of the educational
systems was analyzed, and recommendations for improving the education system in
Ukraine were substantiated.